Как мало их осталось на земле
Не ходят ноги и тревожат раны,
И ночью курят, чтобы в страшном сне,
Вновь не стреляли их на поле брани.
Мне хочется их каждого обнять,
Теплом душевным с ними поделиться,
Была бы сила, чтобы время вспять
Но я не бог война им снова сниться.
Юрий Соловьев
Корни моей бабушки глубоко уходят в историю Брянской области. Настрадалась эта землица вместе со своими простодушными жителями.
Моя бабушка по материнской линии, Дужинская Маруся Петровна родилась 8 марта 1928 года в Сургашинском районе деревни Овчинец Брянской области. В возрасте 13 лет в ее родную деревню вошли немцы, для жителей деревни с 17 августа 1941 года начались черные дни. Неожиданно со стороны деревни Дрокова на высотах перед селом появились немецкие мотоциклисты и открыли пулеметный огонь. Местные жители, среди которых была Маруся Дужинская, под свист пуль начали прятаться в погреба и примитивные бомбоубежища, вырытые наспех. Не встретив ответного огня, мотоциклисты промчались по селу и уехали в деревню Сураж. За ними по дороге двинулись колонны войск. Вечером одна воинская часть остановилась ночевать в саду. Загорелись костры. По селу начали раздаваться визг поросят и кудахтанье кур. Это освободители начали освобождать овчинцев от домашней живности. Затем село погрузилось в жуткую тишину
В начале войны мужчины были призваны в армию. В селе оставались дети, женщины, старики. В период жизни во время оккупации женщины села выходили работать в поле, чтобы собрать и сохранить урожай, а бабушки вместе с подростками кололи дрова, собирали колоски ржи. Для большинства жителей началась тяжелая зима. Кормильцы сражались на фронтах Отечественной войны. Их отцы, матери, жены и дети влачили жалкое существование. Холодно и голодно Износилась одежда и обувь. От безысходности начали плести лапти, кое-как научились из резиновых камер делать самодельные калоши-бахилы. Все семьи занялись обработкой льна и конопли. Достали с чердаков самопрялки, веретена. Потом начали ставить ткацкие станки кросна и начали ткать полотно. Из овечьих шкур выделывали овчины и шили полушубки.
Мучили людей проблемы - где достать соль, керосин, топливо, экономили практически на всем. Ко всему этому жизнь осложнялась налогами и поборами. Приходили оккупанты, забирали скот для немецкой армии, собирали теплую одежду для замерзающих немецких солдат: полушубки, валенки, носки и рукавицы. Угоняли молодежь в Германию.
Измотав немецкие войска, Советская Армия перешла в контрнаступление, 17 сентября 1943 года был освобожден Брянск, лавина советских войск шла на запад и приближалась к Овчинцу. Наши войска перерезали железную дорогу Брянск Гомель возле Новызыбкова. Путь на запад был закрыт. Немецким войскам пришлось отступать из Суржы через Овчинец на Наивное, в Белоруссию, туда, откуда пришли. День и ночь шли немецкие обозы через село, на машинах и подводах везли коровьи и свиные туши, и награбленное добро. Доблестная немецкая армия, как называл ее Гитлер, превратилась в грабь-армию. Отступали небритые, нестриженные, немецкие солдаты в рваных и грязных шинелях и мундирах.
Моя бабушка - ребенок войны. Несмотря на обожженное войною детство, которое изобиловало удручающими известиями о фронтовых баталиях, гибели родных, постоянной борьбой за собственное выживание, не потеряла чувство достоинства и уверенности в победе.
В возрасте 17 лет бабушка пешком через болота вместе со своим братом приняли решение идти в сторону Уральских гор, где-то увязая в грязи, где-то пешком по проселочным дорогам, на перекладном транспорте добрались они до железнодорожной ветки. Там в эшелонах их ждал длинный путь в теплушках, люди ехали стоя, многие умирали в дороге от переохлаждения, голода и болезни.
В Башкирии они в одном строю со старшим поколением принялись поднимать из руин города и села, промышленность и сельское хозяйство Родины. Всю жизнь она проработала поваром детского сада на селе. Создала крепкую семью, вместе с мужем Николаем Васильевичем воспитала троих дочерей, занималась воспитание внуков и правнуков.
Моя бабушка была очень бережливой всю жизнь, это относилось ко всему: к продуктам, к вещам и даже простым тряпицам. Жила и боялась откровенно радоваться, всегда внушая нам, что счастье любит тишину и учила нас быть очень аккуратными, жить в согласии и быть верными выбранному пути.
Делать добро, творить благо для других таков был девиз её жизни. Воспоминания о войне остались у бабушки на всю жизнь, а ужасы преследовали во сне. Страдания простых людей, мучения детей и стариков - это и есть настоящие будни войны. Страшные будни, навсегда оставшиеся в памяти тех, чьё детство опалила война!
Анна Солнцева, пресс-служба Управления МВД России по городу Уфе
Добавить комментарий