Уфинское время
17:06
Суббота, 23 Ноября
Курсы валют
сегоднязавтра
106.08 107.43
100.68 102.58

Суп на горячее и «башмаки» впридачу: рассказываем о тех, чей Новый год идет вразрез с традициями

23:4131.12.2019 16+ 4136 18+

Новый год — праздник повсеместный и суетной. И за всей этой погоней за подарками и ожиданием каникул забывается, что кто-то в ночь с 31 декабря на 1 января работает. Профессий, требующих присутствия людей на рабочем месте круглые сутки, круглый год, не так уж и мало. Корреспондент UFA1.RU пообщался с людьми, работающими в новогоднюю ночь, и записал несколько забавных историй о новогодних буднях трудящихся.

Без «башмаков» — катастрофа

Алене 27 лет, и ее муж совсем не против того, что последние пять лет она регулярно не ночует дома. Несколько раз в месяц молодая женщина уходит от семьи и возвращается только утром. А виновата во всем Алёнина работа — она оператор поста централизации на железной дороге.

— Вся моя работа — не в помещении, а на улице, на рельсах. Я перевожу стрелки путей и закрепляю поезда, — объясняет Алена. — У меня очень важная работа, ведь по сути я предотвращаю крушения и катастрофы!

На железной дороге дневная бригада выходит на работу в 9 утра, а в 9 вечера их сменяет ночная. Это, кстати, только по местному, уфимскому, времени. На самом деле, независимо от региона и часового пояса, во всей стране все железнодорожные бригады сменяются ровно в 7:00 и в 19:00 по Москве. Так что Алёнины смены на работе длятся по 12 часов. Доводилось ей работать и в новогоднюю ночь. Правда пока только один раз.

— Для нас новогодняя ночь — обычная рабочая смена, ничем не отличается от остальных. Но все равно свою новогоднюю смену я запомнила хорошо. Мы с коллегами салатики принесли, стол накрыли, а тут поезд пришел. И вот 23:55, вся страна празднует, по телевизору президент людей поздравляет, а я состав закрепляю. Закрепление поезда — это расстановка тормозных «башмаков», их кладут на рельсы под колеса. Ставятся они через каждые два-три вагона, бывает больше или меньше — это зависит от типа состава и еще много от чего, у нас есть свои нормативы, и мы ориентируемся по ним.

То есть если взять грузовой состав из 60 вагонов, то поставить придется около 20 «башмаков». А весят эти «башмачки» ни много ни мало каждый по семь килограммов.

— Не так уж и тяжело на самом деле. Мне же не приходится таскать их охапками. Взяла один, поставила, потом следующий. Вот так я закрепила поезд да побежала в дежурку — праздновать Новый год с коллегами. Полчаса, чтобы перекусить, пожелать друг другу всего хорошего — и дальше работать. И, разумеется, никакого алкоголя, пить нам совсем нельзя. Дело даже не в том, что в любой момент проверяющие с алкотестерами могут прийти, а анализ перед выходом на работу и сразу после смены — процедура обязательная. Просто работа у нас слишком ответственная, чтобы рисковать. Ведь от этого жизни людей зависят.

Когда Алена работала в Новый год, ее дочке было пять лет. В тот год Дедом Морозом, который оставляет под елкой подарки, был папа.

— Прихожу утром, а дочка уже все распаковала, не смогла меня дождаться, — смеется Алена. — Но на самом деле гораздо проще отработать в ночь с 31 декабря на 1 января, чем выходить на смену рано утром в самый первый день года. А в этом году мне вообще повезло — на 31 декабря смена выпала дневная. Это значит, 1 января у меня будет выходной день, и я встречу Новый год с семьей.

В режиме готовности

Работать в новогоднюю ночь приходится и спасателям. И несмотря на то, что в МЧС принято называть это «обычным дежурством, как в любой другой день», отличие все-таки есть — в праздники у спасателей режим повышенной готовности. Как встречают Новый год пожарные, рассказал начальник пресс-службы МЧС Башкирии Алик Шарафутдинов.

— Режим повышенной готовности не означает, что все сотрудники МЧС находятся на своих рабочих местах. В караул выходят как обычно, по графику. Но у нас есть еще и дежурные. Они встречают Новый год дома, с семьей, и им никто не запрещает сесть за праздничный стол. Вот только пить алкогольные напитки дежурным не рекомендуется. Потому что в любой момент их могут вызвать на работу, а спасать людей, когда разум замутнен, не так-то легко. Можно не только самому попасть в беду, но и подставить товарищей, — объясняет Алик. — Для пожарного его караул — вторая семья. Уверен, далеко не каждый может похвастаться такими отношениями с коллегами. Эти ребята и едят из одной тарелки, и спят в одном караульном помещении, и в огонь идут вместе.

Пожарные в звене находятся в одной связке в самом буквальном смысле — в задымленное помещение, где к тому же кромешная тьма, бойцы идут на сцепке по направляющему тросу. Если один упадет, его тут же поднимут на ноги товарищи.

— Я не слышал, чтобы у кого-то в пожарной части была обязательная традиция обмениваться на Новый год подарками, все-таки взрослые серьезные мужчины, тут не до сантиментов. Но точно знаю, что в каждой части в праздник бойцы обязательно обмениваются взаимными поздравлениями. А правильные слова — дороже любого подарка. Ну и конечно, у тех, кто в карауле в новогоднюю ночь, на столе появляются салатики, сок, фрукты, — рассказывает Алик.

Караул — это не только бойцы-пожарные, в части есть еще и диспетчеры. А звонки на телефон спасателей в Новый год бывают самые неожиданные:

— О помощи люди просят круглосуточно. И в Новый год, когда люди себе настроение алкоголем поднимают, случаются разные, даже нелепые ситуации. Кого-то с дерева надо снять, другой застрянет где-то в заборе. Но бывает и такое, что звонят просто поздравить нас с праздником. Горожане понимают, что мы в это время работаем, и нам эти поздравления действительно приятны. Но каждый такой звонок диспетчеру нужно выслушать, включиться в ситуацию звонящего, войти в его положение и дать рекомендации, если требуется, — объясняет сотрудник МЧС.

И не забывайте, что даже если вы не видите спасателей, они все равно рядом. На любом празднике недалеко от места массовых мероприятий дежурят спецмашины пожарных. А каждый сотрудник МЧС в любой момент готов оказаться на работе.

Новорожденным календарь не писан

Медицинская помощь, как и помощь спасателей, может потребоваться человеку в любое время суток, в любой день года, в том числе и в праздники, и в выходные дни. Но не всегда работа медиков связана с негативом. Вот, например, 34-летний Винер и 55-летний Рафаил помогают появляться на свет новым маленьким гражданам нашей республики.

Акушеры-гинекологи, как и все врачи в больницах, работают по графику. Их дежурство начинается в 8 утра и длится целые сутки. Раз в два года смены Винера и Рафаила выпадают на Новый год — либо с 31 декабря на 1 января, либо с 1 на 2 января.

— 31 декабря — обычный рабочий день, обычное дежурство, которое ничем не отличается от дежурств в другой день года. Правда, одно отличие все-таки есть: 1 января к 8 часам утра очень сложно добираться на работу — транспорта в городе так рано почти нет, даже такси приходится ждать подолгу. Намного легче выйти утром 31-го — пока сдаешь смену, пока собираешься, на улице и автобусы появляться начинают, — рассказывает Винер.

У него, кстати, есть свой автомобиль, но на работу он на за рулем не ездит — после 24-часовой рабочей смены это просто опасно.

Дети Рафаила уже взрослые, совсем скоро он станет дедушкой. А вот дочери Винера еще младшеклассницы — старшей 11, а младшей всего 8 лет. Жены и дети врачей давно привыкли, что отцов семейств не бывает дома, когда все садятся за праздничный стол.

— Профессия у нас такая, сами выбирали. Роды — это же физиология, природой заложено, инстинкт. Здесь невозможно предугадать, отложить. Точное время родов непредсказуемо, и женщины, которые попадают в роддом под Новый год, о празднике не думают, они думают о будущем ребенке, — говорят врачи.

На вопрос, отмечают ли медики Новый год между собой, Винер и Рафаил отвечают недоуменным взглядом.

— Нет, ну, конечно, у нас бывают корпоративы, но чтобы здесь, в отделении, — такого у нас нет. Алкоголь — табу, при нашей работе он вне закона, — объясняет Рафаил.

На самом деле даже возможности сесть за один стол с коллегами во время дежурства у акушеров нет, ведь для них не существует регламентированного перерыва на обед. Более того, отделение в роддоме даже нельзя украшать.

— Никакой мишуры, украшений, тем более — елочек. Это запрещено стандартами оказания медицинских услуг, — рассказывает Винер.

О той минуте, когда Новый год уже пришел, акушеры узнают не по бою курантов и речи президента, а благодаря горожанам:

— Два года назад такая история была, женщина рожала, были показания для кесарева сечения. В операционную мы зашли в 23:50, и только ребенок родился, тут же на улице загремели фейерверки. Вот так ярко люди, сами того не зная, праздновали рождение малыша, — поделился случаем из практики Винер.

Рафаил, хоть и старше Винера, в уфимском роддоме работает только пять лет. Но до этого он 20 лет был акушером в роддоме города Салавата.

— Салават город небольшой, и там нет такого большого потока рожениц, как в Уфе. А здесь я один раз за сутки сделал 14 операций, принял роды у 34 женщин. Хотя именно в новогоднюю ночь мы рекордов не ставим. В среднем за дежурные сутки я принимаю 10 родов. В Салавате было в два раза меньше. Здесь более напряженные смены, — делится Рафаил.

По его мнению, Новый год — детский праздник.

— Это в советские времена было интересно — по телевизору целых 15 минут показывали иностранную музыку, вот и сидели ждали ее по полночи. А сейчас столько ТВ-каналов, интернет… Телевизор в новогоднюю ночь уже не интересно смотреть, не включаем даже. Этот праздник остался для нас лишь поводом собраться с семьей, посидеть с родными. Конечно, если не надо идти на работу.

И в этом году у Рафаила такая возможность будет — после дежурства 29 декабря он будет отдыхать аж до 6 января. А вот Винеру повезло меньше — ему все-таки придется ехать на работу к восьми утра 1 января.

Самое спокойное время в году

Еще одна важная служба, где в работе не бывает перерывов и выходных, — это охрана правопорядка. Подполковник полиции Владимир Волков — начальник дежурной части МВД по Башкирии. Но это сейчас в его подчинении целое подразделение, а когда-то Владимир сам работал в районной дежурке и выходил на сутки.

— Я проработал в территориальной дежурной части пять лет, и за это время выходить на сутки в Новый год мне доводилось дважды. Дежурная часть — подразделение, где звонки и обращения граждан не прекращаются никогда. В том числе и в новогоднюю ночь. Хотя, как правило, дежурства с 31 декабря на 1 января у нас проходят спокойно. Граждане тоже, знаете, разные бывают. Кто-то принципиально не признает этот праздник, другие просто отказались от традиции встречать Новый год. Так что короткие периоды без звонков бывают очень редко, — рассказывает подполковник полиции. — Мне кажется, что всякие неприятности в Новый год напрямую зависят от погоды. Если тепло — люди собираются на нарядных городских площадях, а в холод — празднуют дома. Вот и получается, что в теплую погоду помощь полиции нужна на улице, например, если между нетрезвыми гражданами конфликт произойдет. А в мороз возможны преступления на бытовой почве — в домах и квартирах.

Отмечают граждане Новый год или нет, но и в полиции служат обычные люди.

— В душе-то праздник все равно есть, чувствуется. Понятно, что на работе в Новый год завтрак, обед и ужин выглядят совсем не так, как в обычное дежурство в будний день. Люди уходят из дома на сутки, общепит в это время закрыт, так что берут с собой то, что дома в семье успевают приготовить. Это могут быть салатики, жареная курочка — у каждого свое. А незадолго до боя курантов у полицейских, возможно, самые спокойные в году минуты, — признался Владимир Александрович. — В это время у сотрудников в дежурной части есть возможность включить телевизор и послушать речь президента России. Но у экрана собираются, конечно, не все, минимум один дежурный обязан остаться на рабочем месте, чтобы принимать звонки и обращения граждан.

Счастье работать...

Вахтовики, может, и не спасают жизни и не охраняют покой граждан, но и им приходится встречать Новый год вне дома.

— Работа дома, может, и счастье, но с банком за ипотеку так никогда не расплатишься, — уверен 37-летний Виктор.

Последние пять лет он уезжает на вахту в конце декабря и начало года проводит в узком кругу коллег. Виктор очень попросил не рассказывать, где он работает, ведь если начальство узнает, как их бригада отмечает Новый год, они все останутся без работы.

— В прошлом году я приехал на работу позже других, к обеду 31 декабря. Все остальные были на месте уже с утра. И к моему приезду в нашем вагончике не было ни одного трезвого человека. Не буду врать, к вечеру я и сам был навеселе. На работе мы готовим сами, но это, разумеется, не то же самое, что дома — никаких там салатов и печеной картошки с жареными гусями. У нас все просто — суп или макароны. Шампанское мы тоже не пьем, его слишком тяжело везти. Покупаем заранее обычную сорокоградусную, а чтобы рюкзак был полегче — переливаем в пластиковые баллоны. В общем, в прошлый Новый год нам надо было выходить в ночь, так что речь Путина мы не увидели. Зато так уработались на морозе, что к 12 у нас и выпивки не осталось, — признается Виктор. — Да, весело было, конечно, хорошая у нас бригада, дружная. Хорошо, все-таки, что начальник нас не поймал, а то 1 января все бы отправились по домам и, наверное, больше никогда не встретились.

А вот первый день года Виктор вспоминает с меньшим удовольствием:

— Если честно, то не слишком приятно было весь день 1 января промаяться с головной болью и тошнотой. В этом году договорились с коллегами обойтись без излишеств. Работа, все-таки, дороже сомнительного удовольствия выпить в Новый год. Отметить можно будет и дома, в спокойной обстановке после работы.

Рекламный баннер 990x90px banstati
× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.